Юлиус Эвола СОЛНЕЧНАЯ НОРДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Мы говорили о древней нордической традиции. Это не миф - это наша истина. Уже в древнейшие времена Предыстории, там, где позитивистские суеверия предполагают обезьяноподобных пещерных жителей, существовала единая и могущественная пракультура, отголоски ко- торой слышатся во всем великом, что дошло д о нас из прошлого - как веч- ный, вневременной символ. Иранцы знают о airyanem vaejo, стране, лежащей на крайнем Севере, и видят в ней первое творение "Бога Света", место, откуда пошел их род. Это также обитель "Сияния" - hvareno - той мисти- ческой силы, которая связана с арийской расой и, в особенности, с ее бо- жественными монархами; они видят в ней - символически - то "место", где впервые Заратустре открылась его воинственная религия. В традиции ин- дийских ариев также говорится о Света-двипа, где находится обитель Нара- яны, того "Кто есть Свет" и того "Кто стоит над Водами", т.е. над слу- чайностью происходящего. В ней говорится и об "уттаракура", нордической прарасе; под словом "нордичес кий" там понимается солнечный путь богов - "дэваяна" - и, в описании "уттара" преобладает идея всего благородного, всего возвышенного, всего того, что можно назвать "арийским" в высшем смысле и что отождествляется с идеей Севера. Предками ахейско-доричес кого племени также считаются мифические северные гиперборейцы: оттуда пришел почитаемый этим племенем бог или герой солнечный Аполлон, победи- тель Пифона. Оттуда Геракл - союзник олимпийских богов в их борьбе с ти- танами, истребитель амазонок и существ стихий, "Прекрасный Победитель", аватарой которого считали себя позже многие греческие и римские цари, - принес оливковое древо, и его листвой с тех пор венч ают всех победите- лей (Пиндар). Эта нордическая тема отождествлялась в Элладе с темой Туле, та- инственной северной страны, называемой иногда "Островом Героев", "Стра- ной Бессмертных", где правит белокурый Радамантис, и "Солнечным Остро- вом", - thule ultima a sole nomen habens - лат. - вос поминания о кото- ром долгое время оставались настолько живыми, что в преданиях говорится, что Констанций Хлор выступил со своими легионами в Британию не столько ради воинской славы, сколько для того, чтобы в своем апофеозе власти приблизиться к месту, явл яющемуся "более святым и более близким к не- бу", чем любое другое. В нордическо-германских традициях часто Асгард, обитель Асов и преображенных героев, является образом именно этой север- ной страны, и нордические короли, считавшиеся полубогами и Асами, - s emidios id est ansis , - и их народы, добивающиеся победы за счет своего мистического могущества "счастья", видели в той божественной стране ис- токи происхождения их династии. Северным или северо-западным считается в галльской традиции Аваллон, откуда берет свое начало род Туата де Да- нанн, героических покорителей доисторической Ирландии, среди которых ге- рой Огм точно соответствует дорическому Гераклу, - Аваллон, отождествля- ющи йся иначе с Тир на мбео, "Страной Живых", царством Боадога, "Победи- теля". И ацтеки помещают свою прародину на севере в Ацтлане, который на- зывается также "Белой Землей" или "Страной Света", откуда они вышли под предводительством бога войны Хуитцилопохтли. Тольтеки тоже считают изначальным местом происхождения своего рода Тлалокан, Толлан или Тулу, так же, как и греческая Туле, обозначающую "Солнечную Страну", тождественную "Раю" королей и героев, павших на поле битвы. Таковы ссылки, которые можно найти в различных традициях как вос- поминание о нордической родине и нордической культуре, где трансцендент- ная, нечеловеческая духовность тесно связана с героическим, королевским, триумфальным элементом: в победоносном превосходстве формы над хаосом; в победе св ерхчеловеческого и небесного надо всем человеческим и земным; в "солнечности" как в основном символе трансцендентного мужества; в иде- але достоинства и благородства, который на материальном уровне по логике сакральных соответствий сопряжен с фигурами влас телина, героя, господи- на. И когда мы говорим о том, что следы передачи традиции ведут с Севера на Юг и с Запада на Восток, тем путем, которым двигались сохранившие ду- ховность расы, то лишь потому, что уже в новое время великие арийские народы доказали, что они являются прямыми на следниками этой силы и этой культуры, доказали своими чистейшими ценностями и культами, своей явной божественностью и своей организацией, а также своей борьбой против нич- тожных южных рас, связанных с землей и с духами земли, с "демонической", иррациональ ной стороной бытия, погрязших в смешении, коллективизме, то- темизме, "титанизме" и хаосе. Кроме того - как уже явствует из всего сказанного выше - то, что было историей, стало сверх-историей: "Страна Живых", "Крепость Героев", "Сол- нечный Остров", с одной стороны, являют собой тайну происхождения, а с другой - тайну пути к новому рождению, к б ессмертию, к сверхчеловечес- кому могуществу: пути, который может привести к высшему королевскому достоинству. И при этом исторические факторы становятся духовными факто- рами, реальная историческая традиция - Традицией в трансцендентном смыс- ле, стоящим над временем Вечным Присутствием. Символы, знаки и сказания говорят нам о подземных путях этой Единственной Традиции и свиде- тельствуют о единственной подлинной "ортодоксии", где навсегда достигну- та высшая точка, и где "солнечная" духовность вечно властвует н ад низ- шими силами. В соответствии с этим, в более поздние эпохи, когда уже на- чалось роковое затемнение "божественности" (ragna-rokrr), в рассеянных силах и в вождях арийских племен "нордический" расовый элемент, отделив- шись от собственно "духовного" элем ента, с которым он был изначально связан, стал особой категорией, определенным архетипом культуры. Именно он определял в дальнейшем специфику и характер отношения к сверхчеловеческому уровню даже там, где уже не осталось никаких конкрет- ных этнических взаимоотношений между различными арийскими ветвями. Имен- но этот общий тип мог бы снова объединить разл ичные культуры при восс- тановлении духовной организующей силы, воздействовавшей ранее, в эпоху Пратрадиции, на низшие элементы и различные материальные формы. Именно таким мы видим языческий Рим - последнее великое творческое деяние нордического духа, последнюю универсальную, и наиболее удачную в течение всего цикла, попытку восстановить силы мира в форме героической, солнечной, мужественной культуры: культуры , свободной от декадентского мистицизма, основывающейся на арийско-аристократическом типе господ Ко- пий и Жертв, таинственно утверждающейся в нордических символах Волка, Орла и Топора, живущей в олимпийских воинственных культах Зевса и Герак- ла, Аполлона и Марса, в чувстве обязанности своим величием и своим бесс- мертием (aeternitas) Божественному, в свершении действия как ритуала и в свершении ритуала как действия, в ясном и могущественном переживании сверхъестественного в самой Империи, достигающем своей кульминации в символе Цезаря как божества (numen). Падение языческого Рима было паде- нием величайшего традиционного солнечного оплота, и в силах, приведших к этой катастрофе, нетрудно узнать все то, что открыло путь последующим заблуждениям и последующему вырождению, вплоть до ситуации, сложившейся в современной Европе. Мрачная, варварская волна семитов, враждебная как себе самой, так и всему миру, с ее непримиримой ненавистью к любой ие- рархии, с прославлением всего слабого, неблагородного, лишенного тра ди- ции, с ее злобой ко всему тому, что является силой, достаточностью, муд- ростью и аристократией, была истинным ядом для Великого Рима, а также гальванизирующей субстанцией для всех южно-азиатских элементов разложе- ния, уже ранее проникших в структуру рома нского мира; и эта волна яви- лась главной причиной упадка Запада. Семитизация греко-романского, а впоследствии и всего нордического ми- ра, произошедшая по большей части за счет распространения христианства, в действительности была восстанием низших слоев той расы, благодаря по- корению которой арийско-языческие народы соз дали свою блистательную культуру. Дух Израиля, предопределяющий коллективное чувство "вины" и стремление к "искуплению", явно проявившийся во время упадка аристокра- тической традиции древних патриархов, вызвал к жизни самые низшие силы эгейско-пеласгийско го теллуризма, ранее подавленные ахейскими племена- ми; он вывел на арену борьбы касту шудра, так называемую "темную" касту (кришна) и демоническую касту асурья, над которыми в Индии, как форма над хаосом возвышается иерархия трех высших каст дваждырожденн ых - двиджа - вплоть до типа брахманов и королей, почитающихся там "великими богами в человеческом облике". Этот самый дух объединил силы, представ- ленные в мифах в образе северных ринтурси или орд Гогов и Магогов, кото- рым Александр Великий преградил путь символической Железной Стеной. Эти силы, духовно воплотившиеся в раннем христианстве, уничтожили Дух. Если, с одной стороны, в своей смягченной форме, они воссоздали в лице католической церкви лунную духовность, т.е. духовность, архетипом и центром которой являлся более не "Герой", не сакральный король и не сол- нечная инициация, а святой, смиренно склоненный перед Богом, и идеалом которой являлась более не воинственно-сакральная иерархия и "слава", а братское общежитие и любовь к ближнему (caritas), - то, с другой сторо- ны, в Реформаци и и в гуманизме мы видим уже откровенно анархическую, разрушительную, анти-традиционную и анти-духовную природу этих сил. И в политических революциях, и в "либерализме", и в коллективизации действуют те же силы, ведущие человечество от катастрофы к катастрофе. Во всех формах современного общества - в науке, в праве, в миражах тех- нического прогресса и во всемогуществе машин - как это ни парадоксально - открыто проявляется именно этот дух, торжествует именно эта нивелирую- щая воля, воля к количеству и ненависть к иерархии, к качеству, к разли- чию. И все крепче становятся коллективные, безличные оковы, порожденные полным отсутс твием самодостаточности у мятежного рода рабов. Когда се- митско-христианский мистицизм столкнулся с тем орфически-дионисийским пафосом, (который для дорическо-нордической Греции уже означал извраще- ние древних олимпийских культов) и с народным мистицизмом Изиды, пришед- шим в Грецию после падения солнечной египетской традиции, то в этом сме- шении мессианизма и хилиазма с верованиями имперского плебса и образо- вался элемент "пассионарности" и оргазма - вместо возвышенного спо- койствия Цезаря, вместо ровного вел ичия героев Гомера, вместо очищенной духовности и автаркийного идеала языческого "философа" и посвященного - тот элемент, который является корнем любого современного извращения, в романтическом и иррациональном смысле. После секуляризации этот же самый мистицизм породил мифы "активизма" и "фаустизма", современную суеверную веру в прогресс, семитскую мистику инстинктов и "elan vital" - даже в такой степени, что они вынуждают от- дельных индивидуумов и целые народы двигать ся в направлении, в котором сами они уже двигаться не хотели бы. Из этой катастрофы против еврейско-христианского потока еще раз под- нялась иная сила для того, чтобы выдвинуть решительную альтернативу дальнейшему ходу духовной истории Запада. Это была традиция иранских ариев, возникшая в форме воинственного культа Митр ы, аватары древнего арийского бога светлого Неба, "Господина Солнца", "Убийцы Быка", героя с Факелом и Топором, символа нового рождения "через могущество", которого синкретический (но от этого не менее значительный) миф отождествляет с гиперборейским бог ом Золотого Века. Однако более определенные невидимые силы задушили и эту "солнечную возможность". Это было последним великим противодействием: Священная Римская Империя Германских Наций. В так на- зываемых "варварах" мы встречаем в действительности расы б лизкие к ахейской, палео-иранской и палео-романской и, в целом, нордическо-арийс- кие расы, сохранившие себя в состоянии предысторической чистоты. И хотя нашествие "варваров" для материальной стороны уже азиатизированной и се- митизированной Империи может по казаться разрушительным, однако, если посмотреть с более высокой точки зрения, это объясняется просто живи- тельным потоком героического духа, контактом с силой духовно близкой к той, которой языческие римляне обязаны своим солнечным величием. Так в мире с нова возродился древний римский символ, защищенный непосредствен- но силами Севера. Вселенскую культуру имперского феодального Средневековья, несмотря на ее чисто номинальное христианство, мы должны, в первую очередь, рассмат- ривать именно таким образом. В ней говорила нордическо-римская духов- ность, войском которой было рыцарство, сверхп олитическим центром кото- рой был имперский идеал гибеллинов, ритуалом которой было деяние кресто- вых походов - скорее как возвращение к языческой идее mors triumphalis, нежели как ответ на чисто внешнее религиозное побуждение - и тайной ду- шой которой, прот ивостоявшей христианству и верной более древней и бо- лее высокой традиции, было все то, что скрыто продолжало жить в леген- дах, мифах и воинственных рыцарских посвящениях от тамплиеров и рыцарей Грааля до fideli d'amore. После падения средневековой культур ы, после потопления сияющей европейской весны в ее молодой крови, после освобож- дения от оков тех сил, которые вели к секуляризации, партикуляризму и разрушительному гуманизму, пути к последней катастрофе были открыты. Сила Традиции из видимой превратилась в невидимую, стала тайным нас- ледием, передаваемым по тайной цепи от немногих к немногим. И сегодня о ней догадываются только единицы, сквозь неясные предчувствия, еще слиш- ком человеческие и слишком материальные. Это - те, которые, следуя свое- му внутреннему инстинкту, как знакам Великого Противодействия приносят присягу символам Свастики, Орла и Топора. Это люди, - подчас совершенно неизвестные, а подчас сверкающие, как трагический метеор Фридрих Ницше, - не выдерживающие тяжести истины, ко- торая слишком тяжела и огромна для них. Она ждет других - тех, кто суме- ет ее понять и настолько проникнуться ею, чт обы заново, жестоко и хо- лодно, предстать перед своими врагами в великом возвышении - в великой битве: это от них скоро снова будет зависеть - погибнет ли Запад оконча- тельно или ему посчастливится пережить новый Рассвет. |