МИСТЕЦЬКА ГАЛЕРЕЯ
АВАНГАРДУ І ТРАДИЦІЇ
GALL'ART

Андрей ОКАРА

Окара А. В поисках имперской перспективы
( // Независимая Газета (Содружество НГ). 2000. 25 октября. С. 1, 5, 6.)

В нынешней ситуации, когда миропорядок, основу которому положил Вестфальский мирный договор (1648), потерпел кризис, в условиях глобальной организации политических и макроэкономических систем, где "национальное государство" или вообще не является субъектом политического процесса, или является им в минимальной мере, а его суверенитет с точки зрения геополитики является весьма эфемерным и относительным (в отличие от суверенитета блока государств, испытывающих взаимное цивилизационное притяжение), развитие Украины в любом из трех направлений возможно в рамках независимого, формально суверенного украинского государства (для этого вовсе не обязательно создавать новый СССР, Славянский Союз или наоборот - выходить из СНГ, вступать в ЕС и НАТО).

Оба пути - и "малороссийство", и "государство-нация" - фактически являются выражением политического и духовного минимализма национальной элиты: она смиряется с собственной ролью ведомой, но не ведущей силы, она понимает Украину как объект, но не субъект международных отношений (вне зависимости от идеологических самовнушений и пропаганды).

…Но если до 1991 года роль "младшего брата" Украине навязывала Россия, то теперь подобная субординация (правда, в отношении Запада) является результатом свободного выбора национальной политической элиты, разучившейся мыслить в иных категориях. (Так, например, влиятельный украинский политик Дмитрий Табачник, комментируя результаты визита Владимира Путина на Украину в апреле 2000 года, в интервью газете "День" заявил буквально следующее: "Украина имеет только один путь - быстрыми, семимильными шагами двигаться в Европу. Откинув флер повышенного "политического целомудрия", необходимо "отдаваться" Европе или "большой семерке".)

В подобной перспективе Украину с Европой будет разделять такая своего рода "мембранная" граница: с одной стороны, на Украину распространится крайне невыгодный для украинской же промышленности ценовой режим на энергоносители, полностью откроются украинские рынки сбыта, резко возрастет внешняя экспортная интервенция и т.д. С другой стороны, украинское присутствие в Европе будет тщательно минимизировано самой же Европой. Получим самое что ни на есть "открытое общество" - полностью проницаемое для внешних субъектов управления, - как и учил великий Сорос! Но собственное влияние такого государства и общества, если оно окончательно не парализуется, будет ограничено собственными же границами. Думаю, что разговоры об украинском суверенитете в этом случае полностью превратятся в фигуру речи.

Я хорошо могу себе представить, что власть препятствует проведению оппозиционных мероприятий, митингов и т.д., но не поверю, что она мешает кому-то быть изобретательным, оригинальным, креативным, что она виновата в кризисе идей. Ощущение, что у оппозиции установка на поражение. Прав Корчинский, говоря, что революцию должны делать садисты, а не мазохисты.

"Духовное первородство" Киева отмечено такими знаками, как пророчество о будущем городе св. апостола Андрея Первозванного, изначальность православия и православного монашества у восточных славян, образование вокруг Киева древнего государства ("Киев - мать городов руських"), Киево-Печерская Лавра, мощи православных святых, храм Святой Софии, мифологема "Вечного Града" (Киев как Второй Иерусалим, Киев как Третий Удел Богородицы).

…Под последним имеется в виду мессианская ориентация Запорожской Сечи эпохи Петра Сагайдачного и Богдана Хмельницкого, идеология украинских православных полемистов (Иоанн Вишенский, Исайя Копинский, Захария Копыстенский), древняя доктрина "Киев - Новый Иерусалим", заново осознанная в XVII-XVIII веках, созданный Тарасом Шевченко и идеологами Кирилло-Мефодиевского братства эсхатологический миф, анархизм Нестора Махно, тесно связанный с культурой авангарда и "Розстріляного Відродження" украинский национал-коммунизм 1920-х годов, "пражская школа" украинских националистов и "консервативных революционеров" 1930-х (Дмытро Донцов, Юрий Липа, Евген Маланюк, Олег Ольжич, Олена Телига), а также имперские и мессианские мотивы в идеологии УНА-УНСО, некоторые идеи киевской "ариософии" (Олесь Бердник, Юрий Шилов, Юрий Каныгин, Николай Чмыхов).

Отсутствие в течение веков собственного украинского государства привело к неактуальности для современной политической и культурной элиты геополитического дискурса (если, конечно, не считать геополитиками киевских последователей Збигнева Бжезинского). Геополитика - это мировоззрение духовно зрелой политической элиты, это мироощущение широких народных масс, осознавших свою сопричастность мировому историческому развитию.

Идеал значительной части украинских либералов и социал-демократов - "национальное государство", воплощение антропологического "минимализма". Эта часть образованного украинского общества как раз и есть "мало-россияне", с "малой" и убогой национальной идеей - с идеалом комфорта и "добробута", материального достатка, со своей архетипической "хатой с краю". Именно носители подобного мироощущения и создали культуру, лишенную какого-либо вестничества, их идеал - локальный, лишенный универсальности и глобализма.

Украинский империализм - это не столько комбинации с суверенитетом Украины. Это прежде всего - самоощущение элиты и народных масс. Это духовное, а в отдаленной перспективе, не исключено, - политическое первенство в сообществе Византийской Ойкумены, в борьбе с профанизмом "современного мира".

Традиционная империя пытается соединить эмпирическое и метафизическое, земное и небесное, она стремится "встроиться" в сакральное время и пространство - соотнести "профанное" время с "Золотым Веком" и превратить сакральную географию в актуальную геополитику; в идеальном случае - это усилие, направленное на реализацию принципов священной государственности.

Любая традиционная империя утверждает тот или иной героический сверхчеловеческий идеал (чем и отличается от "национального государства", ориентированного прежде всего на "среднего человека", на "средний класс"), осознает уникальность своей исторической миссии, имеет эсхатологическую перспективу и манифестирует свои трансцендентные устремления.

Империя - это прежде всего однородное духовно-религиозное пространство (не всегда даже моноконфессиональное), это идеологический союз, манифестация какой-либо универсальной глобальной истины, ориентированной на Конец, в чем можно убедиться (в разной степени) на примере и Римской, и Византийской, и Священной империи, и Российской, и Британской, и Австро-Венгерской, и Оттоманской империй, на примере Советского Союза, Третьего Райха или американского Нового Мирового Порядка. Традиционная империя движима не только чисто экономическими или политическими прагматически-утилитарными интересами, но в первую очередь великими идеями; "колониальная" империя, наоборот, - существует до тех пор, пока существует экономическая рентабельность от эксплуатации колоний.

(http://bunker.4t.com/statti/imperia.htm)

**З приводу рекламованого паном Окарою Києва як столиці нової Імперії, то тут є видиме протиріччя навіть у словах самого Окари. (перепрошую за повторення тексту.

"Духовное первородство" Киева отмечено такими знаками, как пророчество о будущем городе св. апостола Андрея Первозванного, изначальность православия и православного монашества у восточных славян, образование вокруг Киева древнего государства ("Киев - мать городов руських"), Киево-Печерская Лавра, мощи православных святых, храм Святой Софии, мифологема "Вечного Града" (Киев как Второй Иерусалим, Киев как Третий Удел Богородицы).
(Окара А. В поисках имперской перспективы; // Независимая Газета (Содружество НГ). 2000. 25 октября. С. 1, 5, 6)
(http://bunker.4t.com/statti/imperia.htm)

На Украине до сих пор традиционно сильны женские ведовские культы. Женское преобладание "зашифровано" во многих украинских территориях. В Крыму и Гилее (Нижнем Поднепровье и Причерноморье) существовал связанный с неиндоевропейской земледельческой традицией культ Великой Матери богов Кибелы, предполагавший даже человеческие жертвоприношения (греческий аналог - Артемида, римский - Диана, славянский - Дана); по свидетельству Геродота, в легендарном Гелоне (Бельское скифское городище на Полтавщине3 ) регулярно совершались мистерии Диониса (История, IV, 108).

В тех же южных степях в свое время жили целые колонии амазонок. Одним из зримых символов современного Киева является дева-воительница, титановая амазонка с мечом - памятник Родине-Матери, типологически соотносимый с Богоматерью Орантой (Стеной Нерушимой) собора Св. Софии Киевской - защитницей города и народа перед Богом. Вся архитектурная семантика христианского Киева задана храмами богородичного цикла, именно Киев в восточнославянских землях отмечен идеей Св. Софии - ей посвящен главный храм города (после падения Киева в XIII веке культ Св. Софии на Руси забывается). Небезосновательно мнение о том, что культ почитания Богородицы в древней Руси сложился под воздействием культов Великой Матери и Великой Девы (с явным преобладанием первого). Примечательно, что киевская Родина-Мать и аналогичное изваяние в Волгограде на Мамаевом кургане символически обозначают границы некогда существовавшей страны амазонок. Стремление стать "второй Швейцарией", уютной и комфортной "хатой с краю", распространенное в сознании значительной части украинской элиты, - это патологическая тяга к самооскоплению, лишение себя главного мужского признака - субъектности. Пока в политике и общественной жизни будут доминировать люди с немужскими стереотипами поведения и мышления, рассматривающие Украину как объект, она будет лишена всяческих перспектив - состояние бесхребетности продлится неопределенно долго.
(Андрей Н. Окара. Безхребетна Україна. Матриархат украинской политики. 15.01.2004)
(http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=1645)
або: (http://www.phg.ru/issue5/fg-2.html)


 

GALL'ART
Авторський проект Івана Пелипишака
та Олега Гуцуляка
2004
Rated by MyTOP hitua