Андрей Окара Почему Россия проиграла Украину Вне зависимости от исхода украинских президентских
выборов, вне зависимости от дальнейшей политической
судьбы Виктора Януковича и Виктора Ющенко, вне
зависимости от целостности украинского государства, уже
сейчас можно констатировать, что Россия проиграла
Украину — проиграла симпатии украинской элиты и
украинского общества, проиграла свои стратегические
интересы в этой стране.
Уже стала общим местом констатация факта, что у России
нет взвешенной и адекватной нынешним условиям политики
на постсоветском пространстве. А имеющаяся позиция
удивительно негибка, недальновидна и контрпродуктивна,
чему два последних примера — выборы в Абхазии и Украине.
Российские властители действуют в «ближнем» зарубежье не
как политики, а как бюрократы. А ведь это две разные,
почти противоположные парадигмы мышления и действия.
Поэтому Москва с самого начала работала только с одним
кандидатом — думали, Янукович поможет сделать Украину
частью той самой российской «управляемой демократии». Но
теперь уже не поможет — спецоперация «Янукович»
завершилась столь же бездарно, как и прошлогодняя
спецоперация «Тузла». Вообще, «фирменный» стиль Москвы
на постсоветском пространстве — ставка на «стабильность»
власти, на «преемственность» элит, на
кандидатов-«преемников», а также полное игнорирование
оппозиции.
В ходе выборов президента Украины российская
политическая элита и экспертное сообщество
продемонстрировали весьма сомнительный уровень понимания
украинской политической, социальной и культурной
ситуации, что, к тому же, усугубилось за счет
развязанной телеканалами против Виктора Ющенко
информационной войны. А ведь Украину надо «уговаривать»,
«убалтывать», предлагать компромиссы, а не «дожимать»,
не стараться «опустить» или «построить».
Главный стратегический просчет России на украинских
президентских выборах заключается в том, что высшее
руководство страны позволило манипулировать собою лицам,
материально заинтересованным в победе одного из
кандидатов. Еще задолго до выборов всем неангажированным
российским и украинским экспертам было понятно, что
Янукович — идеальная фигура для обеспечения победы
Виктора Ющенко.
Леонид Кучма в очередной раз — уже, кажется, в
последний, сам себя перехитрил. Теперь с Януковичем. Уж
очень долго он его выдавал за «украинского Путина», хотя
для себя решил, что Янукович — это не более, чем
«украинский Степашин». Теперь придется расхлебывать. Дай
Бог, чтобы самому не стать «украинским Чаушеску».
Некоторые российские политологи любят говорить о том,
что раскол Украины на сторонников Ющенко и Януковича
прошел по линии тех, кто любит Россию и тех, кто ее
ненавидит. Но это не так, сразу по двум причинам.
Во-первых, ненависть к России и российскому фактору
(даже в украинских ультранационалистических кругах) уже
давно утратила свою прежнюю остроту и перестала быть
объединяющим фактором. Во-вторых, любовь к России, даже
в восточных областях Украины и в Крыму за последние
годы, особенно после конфликта вокруг Тузлы и
российского участия в нынешних президентских выборах,
утратила прежний «бескорыстный» характер — она стала
более прагматичной и рациональной. Даже «северодонецкий»
сепаратизм в Восточной Украине проходил под лозунгами
«своей», «отдельной» Украины, но даже самые радикальные
сепаратисты уже не хотят видеть себя частью России.
Основные мотивации, разделившие электорат Ющенко и
Януковича, носят морально-этический, а не языковой и не
геополитический характер. Это разделение Украины в
значительной мене искусственно и достигнуто оно прежде
всего за счет применения радикальных политтехнологий.
Украина даже политически не раскалывается по линии
психологического размежевания на «оранжевых» и
«бело-голубых» — как бы кому этого ни хотелось (вот,
например, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил буквально
такое: «Украина — у края либо раскола, либо
кровопролития»). Этот раскол можно будет преодолеть в
течение двух месяцев, имея в наличии избранного
президента, несколько адекватных и разумных
политтехнологов и журналистов и два общегосударственных
телеканала (сейчас в Донбассе выборочно отключают не
только проющенковский «5 канал», но и новостные выпуски
«1+1», УТ-1 и даже «Интера»).
Несомненным провалом российской политики и несомненным
успехом российских политтехнологов, работавших на
Януковича, является навязанная ими российскому же
обществу модель интерпретации предвыборного процесса:
Ющенко — кандидат Запада, Янукович — кандидат России,
победа Ющенко — глобальное геополитическое поражение
России, ведущее за собою выход Украины из ЕЭП, роспуск
СНГ и усиление ГУУАМ. Президентские выборы в Украине —
геополитический Армагеддон, «последняя битва»
пророссийских и проамериканских интересов. С точки
зрения предвыборного продвижения своего кандидата это
была относительно эффективная схема, с точки зрения
российских интересов такая интерпретационная модель
значительно увеличивала возможные политические риски,
поскольку жестко противопоставляла украинскую оппозицию
и Россию. Усугублением этой ошибки стала исключительная
ставка политического руководства России на «официозную»
Украину и устранение от переговорного процесса с
Виктором Ющенко и его сторонниками (а среди них было и
есть сейчас, после всего произошедшего, немало людей,
положительно настроенных по отношению к России:
Тимошенко, Кинах, Зинченко, Порошенко).
Российские политтехнологи и политики, особенно те, кто
состоял на финансовом содержании в штабе одного из
украинских кандидатов, до сих пор заявляют — мол, Россия
должна занять жесткую позицию — идти до конца и не
отказываться от поддержки Януковича.
Однако жесткость российской позиции должна была бы
заключаться в ином.
Во-первых, российские политики могли бы настоять на
своем участии в формировании предвыборной ситуации на
Украине и в подборе достойной и приемлемой для
российских интересов фигуры кандидата от власти на пост
президента.
Во-вторых, России выгоднее было бы позиционироваться в
качестве третейского судьи, для которого главная
декларируемая задача — не поддержка конкретного
кандидата, а обеспечение прозрачных, честных и
справедливых выборов. Изначально ангажированная позиция
Кремля значительно снизила возможность российского
влияния на развитие послевыборной ситуации на Украине. В
качестве «третейских судей» на Украину зовут поляков,
литовцев и представителей ОБСЕ.
В-третьих, существует немало «синергетических»
технологий взаимного влияния. В частности, в нынешней
ситуации Россия, исторически ощущающая себя «катехоном»,
может помочь Украине обрести ощущение собственной
международно-политической субъектности и сформулировать
самодостаточную геополитическую идеологию. И много чего
еще; главное — по-настоящему захотеть и относиться к
этому как к чему-то сущностному и содержательному, а не
как к очередной политтехнологии «от Павловского».
Выборы украинского президента должны стать последним
предупредительным «звонком» для России и российской
политики на постсоветском пространстве. Практика
показывает, что ущербны даже сами теоретические основы
такой политики: значительная часть российской элиты
исходит из концепции господства и гегемонии России на
постсоветском пространстве, тогда как более актуальной
могла бы стать концепция лидерства.
Гегемония осуществляется при помощи грубого или не очень
грубого давления на другие страны и их элиты, при помощи
экономического и политического шантажа, при помощи
создания факторов зависимости. При гегемонии отношения
между странами выстраиваются как вертикально
интегрированные.
Тогда как концепция лидерства исходит из иных
предпосылок: отношения строятся как горизонтальные —
партнерские и конкурентные, а интеграция осуществляется
при помощи естественных факторов — высокого уровня
развития экономики, инвестиционной активности,
научно-технических и технологических преимуществ, более
развитой культурной системы и т.д. Но главное —
страна-лидер должна быть носителем какой-либо сверхидеи,
актуальной для всех сотрудничающих стран и касающейся их
общих интересов. Она должна олицетворять общую для них
модель развития.
Если Россия будет пытаться строить свои отношения с
другими странами СНГ как лидерские, тогда российские
позиции на постсоветском пространстве могут значительно
усилиться, а СНГ и различные геополитические и
экономические объединения внутри него станут
привлекательными для других стран. Если же тип
российской политики в СНГ не изменится, если вместо
тонкого, грамотного и взвешенного подхода российская
власть будет демонстрировать ангажированность,
непрофессионализм, слабую экспертную проработанность
политического поведения, Россия будет терпеть поражение
за поражением и методично вытесняться с постсоветского
пространства другими политическими игроками. Ведь и свои
позиции на Украине Россия проиграла вовсе не потому, что
проиграл Янукович (а на данный момент у него практически
не осталось шансов стать президентом Украины), а потому,
что не сумела выстроить адекватный тип двусторонних
российско-украинских отношений, потому, что не сумела
сделать российский фактор привлекательным для украинской
элиты.
|