О.В. Кудрявцев ПАНЭЛЛИНИЗМ Попыткой укрепить римское влияние в восточных провинциях было и паннэллинское движение, возглавлявшееся римскими императорами.
На базе общеахейского союза эллинов, а также старых религиозных объединений типа платейского император Адриан создал панэллинскую организацию (koinon ton Panellenon), центром которой была Эллада; здесь в Афинах заседал панэллинский синедрион и справлялись панэллинские празднества (Термин "синедрион", применявшиеся только к международным в античном смысле этого слова организациям, т.е. к разного рода объединениям полисов и к высшим органам подобных объединений, постепенно расширяется в своем значении. Если раньше этот термин применялся к собранию амфиктионов, к союзному совету эллинов в Платеях, к верховным органам Беотийского и Этолийского союзов, то теперь он начинает, кроме того, применятся и к городским советам и, сохраняя свои прежние значения, становится вместе с тем синонимом слова "булэ...). Поклонник эллинской культуры и эллинского искусства, проведший значительную часть своего правления в восточных провинциях, желавший казаться более греком, чем римлянином, первый среди императоров отпустивший бороду по греческому образцу, Адриан попытался вдохнуть новую жизнь в дряхлое тело эллинизма и на основе Лиги эллинов, охватывавшей только провинцию Ахайю, объединить всех эллинов, где бы они ни жили на территории Империи, в одну Панэллинскую Лигу, центр которой также должен был быть в Ахайе (Сам Адриан выступал в роли "бога-покровителя" Панэллинской Лиги, основав святилище Панэллиней и учредил праздник-агон). Это объединение панэллинов было совершенно новым типом организации, не похожим на существовавшие уже там и сям в эллинском мире местные объединения городов, не выходившие за пределы одной провинции. В отличие от них Панэллинская Лига не имела даже тех сравнительно скудных гражданских функций, которыми обладали они; Панэллинская Лига в определении Адриана и его единомышленников имела цель организационно закрепить идеальную связь, которая, по их мысли, должна была существовать между эллинами во всем мире. Романтический филэллинизм и практические потребности Империи смешивались в деятельности Адриана в одно целое: Панэллинская Лига была в его глазах средством укрепить единство государства; Римская империя и эллинское объединение, взаимно проникая друг в друга, должны были прочно объединить античный мир - единственный цивилизированный с точки зрения античного человека - перед лицом "варварских" народов, которые угрожали Империи и изнутри, и извне. римское правительство стремилось увековечить пришедший в упадок социально-политический строй и дряхлую культуру эллинизма, и потому острие его политики направлялось против всех тех, кто к ней не принадлежал, в первую очередь против не затронутых эллинизмом народов Востока, стремившихся сбросить с себя гнет чуждых античных общественных порядков (напротив, эллинизированные восточные культы поощряются Адрианом). Если вспомнить, что лишь недавно кончилась большая война с Парфией, а внутри империи на протяжении трех лет пылало восстание Бар Кохбы, то эта задача не могла не казаться очень актуальной античному государственному деятелю. Вновь, казалось, вернулось время Мидийских войн, когда соединенная Эллада отстояла свою независимость против варварских полчищ, как об этом в идеализированном виде повествовалось в биографиях Плутарха. Однако под именем Дия Элевтерия, культ которого был учрежден в Афинах и Платеях после борьбы с персами, теперь почитается не незримый владыка вселенной. восседающий на вершине Олимпа, а земной повелитель римского мира. И позднее парфянская война Луция Вера, во время которой римские войска соэжгли Селевкию на Тигре, рассматривалась как защита панэллинизма против "персов".
Таким образом, инициатором панэллинского движения была римская власть, которая стремилась этим путем укрепить свое положение в восточной половине империи, протягивая руку муниципальной знати эллинских городов и помогая ей создать общеимперскую организацию. Эллинская знать ответила на призыв римского правительства и не осталась неблагодарной. Эллинские писатели прославляют империю, давшую мир и спокойствие всем народам. По словам азиатского ретора Элия Аристида, Рим дал всем общие законы и даже новые дары: все живут в одном доме, как члены одной семьи. Панэллинизм вызвал всеобщее движение в эллинском мире; он способствовал росту самосознания провинциальной знати и усилил ее стремление участвовать в управлении; соответственно этому как раз в середине II в. при Адриане и Антонине происходит значительный приток жителей восточных провинций в сенат.
Особенно сильно панэллинское движение было в Ахайе и Азии. Ахайя, которая по мысли Адриана. должна была стать центром панэллинской организации, не могла не быть затронутой этим последним подъемом эллинского самосознания. В Афинах Герод Аттик устраивает за свой счет панэллинские состязания, в Азии с панэллинизмом приходиться иметь дело будущему императору Антонину, который в 134-135 г. был проконсулом этой провинции. Филострат описывает его столкновение с важным ретором Антонием Полемоном, который, будучи преисполнен своего эллинского величия, выгнал из своего дома римского проконсула, остановившегося у него наночь. Антонину нужно было выбирать между сочуствием движению и равнодушием к нему, и он, как верный ученик Адриана, остановился на первом.
Панэллинское движение продолжается и в правление Антонина. Нарастающая волна архаизма, который был идеологическим отражением стремления греко-римской рабовладельческой аристократии увековечить существующий социальный строй, начавший клониться к упадку, всеобщее увлечение прошлым, соответственно Эллады или Рима, дают панэллинизму новый импульс. помимо прочих торжественных титулов, которые давались Антонину, последний выступал в качестве защитника эллинизма.
Однако панэллинское движение не было долговечным. И панэллинизм как политическое движение, и "эллинское возрождение" в области культуры к концу правления Антонина приходят в упадок. На монетах Марка уже нет и следов панэллинской идеи, мало указаний на римские мифы. При Марке у императорского правительства возникли более существенные задачи, поставленные наступлением "варварских" народов на Империю, и панэллинизм, лишенный искусственной поддержки, склонился к упадку. Тем не менее формально панэллинская организация продолжала существовать и долгое время после Марка.
|